Четвёртого июня 2010 года в Шатковском районном суде, в открытом судебном заседании рассматривалось гражданское дело по заявлению учителя истории Шатковской школы № 1, руководителя школьного исторического музея И. И. Николаевой об установлении факта, имеющего юридическое значение, — факта смерти Савичевой Татьяны Николаевны. После того, как суд принял решение, Ирина Ивановна пришла к нам в редакцию.
— Ирина Ивановна, расскажите, что подвигло Вас обратиться в суд с таким необычным заявлением?
— Когда я с учениками вела поисково-исследовательскую работу по теме «Великая Отечественная война» к 60-летию Великой Победы, в Арзамасском архиве обнаружили личное дело Тани Савичевой. Мы трепетно рассмотрели каждый листочек из него. По нашему заказу все материалы из него были отксерокопированы и юридически заверены начальником архива.
Когда стали перечитывать документы, нашли в них много ценной информации и ввели её в научный оборот по теме «Т. Савичева и дети войны». И вдруг мы задумались над тем, что в личном деле отсутствует свидетельство о смерти. Мы поинтересовались в отделе ЗАГС Шатковского района, выписывалось ли на имя Т.Савичевой свидетельство о смерти. Нам сказали, что ни по Шатковскому, ни по Понетаевскому сельским советам в числе умерших она не числится. Это объясняется военным временем. Родных у Тани здесь не было, поэтому никто этот вопрос не поднимал.
— Если нет свидетельства о смерти, то юридически человек жив. Не появлялись ли Лжетани Савичевы?
— Да, действительно, слухи о том, что Таня жива, были. Пресса 60-х годов публиковала такие версии.
— Как вам удалось доказать факт смерти?
— Чтобы расставить все точки над в ходе длительной поисковой работы, проведённой учителями и учащимися Шатковской № 1 и Понетаевской школ, был установлен факт смерти девочки из блокадного Ленинграда в Шатковской районной больнице.
— Какие документы Вы предъявили в суде?
— Для того, чтобы обратиться в суд, надо было грамотно составить исковое заявление. Его мне помогла составить адвокат М. Н. Мартемьянова. Кроме того, был собран целый пакет документов: копия свидетельства о рождении Т. Н. Савичевой, справка управдома, что родители Тани умерли, справка опекуна (Е. П. Арсеньевой) и опекаемой (Т. Н. Савичевой) с просьбой эвакуировать её на Большую землю с детским домом. А также была представлена фотография из книги движения больных Шатковской районной больницы, на которой под
№ 226 была записана Таня Савичева, поступившая из Понетаевского инвалидного дома и умершая в больнице 1 июля 1944 года. К сожалению, в дальнейшем архив был полностью уничтожен во время аварии теплосетей в больнице, и эта фотография из школьного музея стала единственным документом, зафиксировавшим смерть Тани Савичевой на шатковской земле.
— Как проходило судебное заседание и какое решение было вынесено?
-Судья, председатель Шатковского районного суда Г. Ю. Урняева, с участием заявителя, т. е. моим, и начальника отдела ЗАГС Шатковского района С. А. Гудаковой рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по моему заявлению об установлении факта смерти T, Н. Савичевой. Суд вынес решение: установить факт смерти Т. Н. Савичевой. Решение является основанием для регистрации факта смерти в органах записи актов гражданского состояния.
— Получено ли Вами свидетельство о смерти Тани Савичевой?
-С судебным решением 29 июня я обратилась в отдел ЗАГС Шатковского района, а 30 июня Гудаковой С. А., нач. отдела ЗАГС, мне было выдано свидетельство о смерти Т. Н. Савичевой. Теперь этот документ будет храниться в историческом музее Шатковской школы № 1.